Часть первая - Северный Таиланд.
Изучая наше предстоящее путешествие, я был поражен, как мало я знаю об Индонезии. Во-первых, расстояния. То ли всему виной глобус, повернутый к зрителю Евразией, то ли проекция Меркатора, но я всегда считал Индонезию каким-то небольшим островным государством где-то рядом с Таиландом и Малайзией. И большое, и не очень-то рядом:-)
Краткая справка об Индонезии:
(Эх, дедушка Ленин тоже так думал... Только вот с правом нации на самоопределение перегнул...)
Сев в самолет в Пхукете, всего через 4 часа мы прилетели в Денпасар. Зная, что в Индонезию разрешено ввозить лишь 1 литр спиртного, мы, тем не менее, купили 4 бутылки разных вкусняшек - мы же ехали к друзьям! И я продумал хитроумный план по преодолению зверской Индонезийской таможни: раскладываем по 2 бутылки в каждый багаж и идем порознь через зеленый коридор: маловероятно, что остановят обоих! А если кого-нибудь из нас примут - жертва таможенного произвола начинает отмораживаться: дескать, я с мужем(женой), а он(она) ушел вперед (так и было бы). А в это время второй скидывает Дэну алкоголь и если что, - возвращается на таможню.
Ага, щас... На входе в зеленую таможенную зону абсолютно весь багаж просвечивается, и нас ждали сразу после просветки. Хорошо хоть Индонезия занимает не последние место в мире по коррупции, поэтому 20 долларов быстро решили проблему.
В аэропорту нас ждал Дэн, который посадил нас в такси, что-то сказал таксисту на Бахаса Индонеза и порулил домой на моцике по обочинам в то время, пока мы стояли в пробках.
Дэн с Катей (а теперь и Алисой) снимают уютный дом в тихом районе Семиньяк, недалеко от Куты. Дом состоит из 2 спален и открытого пространства под крышей между ними, в котором размещается кухонная зона, столовая и чиллаут. Отличное решение для тропического климата при отсутствии насекомых, а их, слава Богу, на Бали нет.
Надо сказать, что на Бали мы мало всего увидели, т.к. встретившись после долгой разлуки, мы днями напролет сидели, болтали и по очереди нянчали Алису - дочку Дэна и Кати, которую до той поры видели только на фотографиях в Фейсбуке.
Помимо людей, в доме проживают еще кошка Пельмень и геккон Василий.
Но кроме этого, каждое утро мы ездили в Куту серфить! Дэн оказался очень хорошим учителем (а я - способным учеником:-), поэтому я очень быстро научился вставать на доску и серфить на пене. И меня вставило! Это реально кайфовое ощущение, ни на что не похоже! А Олеча проперло кататься на боди-борде. Особенно позитивно то, что температура воды около 30 градусов, поэтому развлекаться с доской совсем не холодно. Т.е. если в Дахабе я частенько выхожу на берег потому, что замерз, то тут бултыхаешься, пока батарейка не кончится. Мда, с содроганием думаю о серферах в Биарице или на Канарах...
Немного о жизни на Бали. Мы, честно говоря, представляли Бали этакой рекламной картинкой Баунти - белоснежные пляжи, пальмы, тишина и покой. Поэтому Дэнпасар и Кута произвели на нас удручающее впечатление своей урбанизированностью: нескончаемые дома и лавки, 4-рядные шоссе с ПРОБКАМИ, пыль и загазованность. Основное средство передвижения - мопеды, но машин тоже предостаточно. При всей суицидальной предрасположенностью большинства водителей мопедов аварий крайне мало и водители авто всегда очень осторожно относятся к двухколесным. Полярная картина - в Москве; там водители авто стремятся убить пацанов на мопедах. Я отношу это на счет того, что в Индонезии сидящие за рулем авто в прошлом сами ездили на мопеде, а машину пришлось купить только после рождения второго ребенка (втроем на мопеде тут легко ездят:-). А в России такое поколение еще просто не выросло. Ну, надеюсь, все наладится для байкеров лет через 10-15...
На пляжах в Куте тоже не пустынно: ну не Ялта, конечно, но народу - порядочно. Русская речь слышна постоянно, причем это - в-основном, бабушки с внуками, толстые дядьки и тетки, а совсем не серферы, как может показаться из-за океана:-)
Зато всегда за небольшие деньги можно взять лежак под зонтиком, купить фруктов или лимонада.
Однако такая населенка свойственна лишь южной оконечности Бали - если отъехать всего 20 км на северо-запад, картина резко меняется: нетронутые джунгли, пустынные пляжи, уединенные виллы на берегу и... полное отсутствие инфраструктуры: ни магазинов, ни поликлиник, ничего, кроме пальм, песка и океана.
Бали отличается от "другой" Индонезии примерно как Дахаб от "другого" Египта. У нас была возможность сравнить... Во-первых, Бали - туристический остров. Здесь много экспатов и просто туристов и мало индонезов из других частей страны. Точно также, как и египтянам нужно специальное разрешение для въезда на Синай, индонезиец просто так на Бали не попадет. Балинезийцы, кстати, проводили референдум, на котором единодушно высказались против строительства моста, который связал бы остров с Явой - им по душе такой условный изоляционизм.
Налицо и религиозные отличия: на Бали 93% - приверженцы Балийского индуизма, который успешно инкорпорировал в себя верховного бога Сангянг Види, возглавившего догматическою троицу Брахма-Шива-Вишну. Так вот троицы практически не видно, как и всяческих слоноподобных Ганешей, а верховный Види присутствует везде:-) Также балинезийцы не отказались ни от своих духов и языческих богов анимизма, ни от традиционных религиозных праздников, которые считаются там индуистскими, но индийские монахи приемлют их примерно как православный поп - ночь на Ивана Купала.
В один из вечеров мы поехали в Танах Лот - традиционное туристическое место, где в пещере расположен некий сакральный объект. Если бы не приливы, то навряд ли он так смог бы раскрутиться. Но! Суть в том, что в прилив пещера оказывается на острове, куда, не замочив ног, уже не попадешь. А в сигизийный прилив вообще купаться придется:-) Мы побродили среди туристов, пофотографировались, и пошли вдоль по берегу, где я разглядел водопад.
Потом было еще много серфинга. Но уже на волне. Забавно, но основное время в серфинге занимает выгребание на лайнап и сидение на доске, угадывая, какая волна - твоя. А не угадать обидно: если волна ломается позже, чем ожидаешь, ты не успеваешь разогнаться и теряешь 30 метров, которые надо опять прогрести. А вот если волна сломалась раньше, то тебя крутит в пене до самого берега. Вообще, серфинг - только для людей, которые совсем не боятся воды: когда попадаешь под волну, вообще непонятно, где верх, где низ и куда выгребать. Потом Дэн подсказал, что лиш дергает за ногу в направлении "вверх", но это не шибко помогает. Помимо обрушающихся волн, присутствует и другая опасность - транзиты, т.е. участки воды, в которых присутствует течение от берега. На пляжах такие зоны выделяются красными флагами, а вот в диких местах можно неожиданно попасть. Я попадал - течение действительно сильное, выгрести против него невозможно, надо грести вдоль берега.
Вообще, умение определить "свою волну", на мой взгляд, приходит только с опытом: когда мы оказывались на лайнапе вместе, Дэн мне безошибочно подсказывал, когда можно пытаться, а когда - не стоит, но если я пытался стартовать один, в 90% случаем это было обречено на фиаско...
В один из вечеров мы с Олечем поехали в очередное сакральное место - Улу Вату, где расположен один из балийских храмов в честь духа моря. Улу Вату известен 2 вещами: шоу Кечак и расположенным неподалеку серф-спотом мировой известности. Ну на серф-спот с большими волнами нам пока рановато, поэтому мы пошли на шоу:-)
Итак, о самом шоу... Представьте себе 50 человек, сидящих по кругу, раскачивающихся из стороны в сторону и издающих разнообразные ритмичные звуки. Звучит мощно, некоторые (по слухам) даже в транс входят, но для меня - достаточно однообразно. А в круге танцуют нарядные разукрашенные девушки, изображая некие мифологические сценки. Если бы не либретто, выданное на входе, догадаться о чем это, было бы невозможно. А так, фабула проста и стара как мир; принц Рама вместе со своей женой Ситой и братом Лакшмана прогуливаются по лесу. Злой демон Равана похищает Ситу и прячет ее в своем замке. Чтобы сразиться с демоном Рама призывает на помощь обезьянье войско под предводительством белой обезьяны – отважного Ханумана. В борьбе с демонами Рама побеждает и освобождает Ситу. Присутствует также и информационная поддержка сил добра в виде священной птицы Гаруды, которая передает вести с полей. Шоу начинается на закате, а заканчивается уже в полной темноте...
После шоу основная масса туристов поехала по домам, а мы примкнули к шествию верующих на вершину холма - в этот день случился праздник подношения даров во всех балийских храмах...
После недели на Бали мы решили съездить на о.Ява. И Дэн с Катей решили нам составить компанию. Учитывая Алису, мы решили взять напрокат машину. Надо сказать, что на Бали машины предлагают на каждом углу, но как только говоришь слово "Ява", прокатчики как-то сникают и мгновенно дематериализуются. Непонятно, что является тому причиной, может быть опасение угона, а может - какие-то местячковые расклады. Машину мы все-таки взяли и наутро, загрузив немногочисленный скарб, я стал деликатно пропускать Дэна к водительскому месту. Ага, щас:-) Дэн сказал, что он тоже никогда не ездил на праворульке, поэтому дескать я - первый.
Надо сказать, что к органам управления мы с Дэном приспособились достаточно легко: единственное, к чему мы так и не приноровились, так это к зеркальному расположению переключателя фар и дворников. Поэтому всю неделю мы пугали встречные машины включением писалок и дворников на лобовом стекле:-)
Нам нужно было проехать весь Бали по южному берегу, мы никуда не торопились, поэтому ехали не спеша. Да особенно и не поспешишь - движение интенсивное, дороги - очень узкие (фирменная черта автодорог во всей Индонезии)...
По дороге заехали на побережье Балеан - очень красивое место с вулканическим черным песком. Искупались, отдохнули, пофографировали и поехали дальше.
По дороге в порт Гилманук и обратно в Денпасар нескончаемой чередой идут фуры - обгоны чертовски трудные. Мы доехали до порта, купили билеты и заехали на паром до Явы. Паромы ходят часто, стоят недорого, да и путь недолгий - всего через час мы выезжали в Кетапанге, откуда взяли курс в сторону Kawan Ijen - действующего вулкана, в жерле которого добывают вулканическую серу. Поехав описанным в LP путем, спустя некоторое время мы увидели что... дорога кончилась. Ну то есть дорога была, но явно не для легковушки. Вверх 15-20 градусов по размытой дороге с валунами размером с голову не очень поедешь. Мы попробовали, несколько индонезов прошли мимо нас, подгазовывая мопедами, чтобы легче было их затолкать наверх, но нам пришлось возвращаться обратно. Ну кто ж знал, что за 2 года с момента издания путеводителя дорогу смыло? Поехали обратно. Дорога очень красивая, идет через джунгли, вдоль дороги - гигантские стебли тростника и древовидные папоротники.
Доехав до ближайшего населенного пункта мы решили заночевать и уточнить, как же нам доехать утром до вожделенной серы. Выяснилось, что вулкан проявляет повышенную активность, поэтому на всех дорогах кордоны и никого наверх не пускают. Гостиница нам не понравилась, серная тема обломалась, время еще было, поэтому решили проехать еще, чтобы сократить завтрашний путь до Бромо. Заночевали в очень красивом Национальном парке Baluran с видом на Бали через залив. Забавно, но мы были единственные посетители нацпарка и единственные постояльцы базы отдыха на берегу. Но персонал присутствовал: быстренько запустили генератор, полутемная поляна осветилась фонарями, заработали водяные насосы и кондиционеры в номерах. Это и вправду было похоже на совковую базу отдыха: рукомойники в ряд, душ на улице, плакаты и объявления, написанные плакатным пером. Но, в отличие от России, тут хозяйничали не белки, а мартышки:-)Поужинав купленной в придорожном warung'e едой, мы ополоснулись под неожиданно холодным душем на улице и легли спать.
Немного об индонезийской специфике. Надо сказать, что гостиницы в Индонезии недешевые. Т.е. тайскими ценами по 200 рублей за нормальный двухместный тут и не пахнет. Обычная цена - 200 тыс. рупий, т.е. около 20 долларов. При этом номер может быть просторным или не очень, но будут присутствовать следующие индонезийские особенности:
Мы двинулись дальше в путь по северному побережью Явы. Дорога ознаменовалась хм... необычным происшествием: Я сбил велосипедиста:-( Да-да, четверь века за рулем, ни одной аварии по моей вине и на тебе... И хоть дальнейший анализ событий и царапин на крыле показал, что велосипедист сам вильнул в мою сторону, выглядело все жутковато: я его вижу, беру максимально вправо, но я должен разъехаться с встречным грузовиком, и вдруг БАХ, отлетает левое зеркало, Олеч визжит, я принимаю влево на обочину, включаю аварийку и вылезаю смотреть. На обочине лежит индонез, корчится от боли, рядом вроде бы целый велик и вокруг моментально начинает собираться толпа. Причем все показывают на пострадавшего пальцами и РЖУТ. Прямо всерьез держутся за животики и смеются. Я помогаю встать индонезу, осматриваю его - кроме нескольких царапин, повреждений не видно. Тут подъезжает на мопеде полицейский, тоже от души хохочет и говорит мне: "Дай ему немного денег и вали отсюда, пока толпа мне магистраль не перекрыла!"
Я даю индонезу 50 тыс. рупий (около 5$), индонез кланяется и благодарит и... картинка моментально меняется: люди завистливо смотрят на пострадавшего и расходятся, сплевывая ему под ноги. Нда, сострадание тут не в почете...
Доехав к вечеру до деревни Wonotoro, мы устраиваемся на ночевку в гест. На улице идет дождь, холодрыга, так что пуховки - в тему! Ужин в варунге и баиньки - завтра едем смотреть вулкан Бромо!
Вулкан Бромо - самый известный на Яве. Легенда гласит, что кратер Тенгер, в кальдере которого стоит Бромо - это остаток громадной горы, расколотой, как кокосовая скорлупка, кулаком гигантского огра, влюбившегося в принцессу. Другая индуистская легенда принадлежит тенггерам, живущим здесь с XVI века. Она гласит, что древние король Йоко Сегер и королева Роро Антенг, будучи бездетными в браке, попросили бога вулканов подарить им детей. Бог исполнил просьбу, королева родила 25 детей, однако по прошествии некоторого времени Бог захотел, чтобы ему принесли в жертву младшего сына венценосной четы. Король отказал и Бромо начал извергаться. Тогда младший сын сам бросился в жерло вулкана, дабы спасти королевство от гибели. Извержение тут же прекратилось и Бромо действительно больше не извергался, и в новейшей истории считался потухшим. Однако в начале 2011 году вулкан ожил, извержение разрушило незначительную часть жерла, засыпало вулканическим пеплом кальдеру и окрестные земли и заодно поставило под сомнение правдивость легенды:-)
Бромо - один из трех вулканов, стоящих внутри гигантской кальдеры диаметром около 10 км. У подножия вулкана расположен индуистский монастырь, закрытый для туристов. До Бромо от края кальдеры около получаса ходьбы по абсолютно марсианской пустыне, покрытой вулканическим пеплом.
После вчерашнего дождя черный песок нагревается и над поверхностью начинает подниматься туман. К кратеру Бромо ведет лестница, засыпанная по перила пеплом прошлогоднего извержения. Десять минут подъема - и мы у кратера. Впечатление более чем...
Заглянув в жерло Бромо, мы пошли по его кромке к следующему вулкану - Gunung Kursi, надеясь с него увидеть самый высокий (и постоянно курящийся) вулкан Явы - Gunung Semeru. Кромка представляла собой гребень из песка и местами было стремно, т.к. уклоны что в жерло, что наружу были откровенно no fall zone. Конечно, наружу предпочтительней, так и шли:-) Затем началась тропинка вверх (Курси выше Бромо почти на 200 метров), потом она куда-то рассосалась и, в отличие от Бромо, появилась растительность...
Вот мы и на вершине. В короткий просвет между облаками увидели курящийся Семеру и также заметили, как в кальдеру снизу из ущелья начинают заползать облака. Мы прекрасно понимаем значение такой картинки на высоте 2600, поэтому принимаем решение быстро спускаться в кальдеру: там, на ровной поверхности, мы всегда найдем дорогу обратно по GPS, а вот тут скоро будет молоко...
Но быстро не получилось: этот склон совсем не пострадал от вулканического пепла и буйная растительность в рост человека заставляла осмотрительнее ставить ноги.
Спустившись вниз, мы сделали героическую фотку серьезных покорителей вершин, и потопали по кальдере. А тучки уже заползли в кальдеру... "Ёжик!!! Лошадка!!!",- слышали, должно быть, духи вулкана наши растерянные возгласы. Туман (или не туман, т.к. он двигался) становился все гуще, вначале край кальдеры, а затем и вулканы скрылись в белесой пелене и в итоге, мы действительно пошли по GPS...
Выбравшись из кальдеры, мы нашли Дэна с Кате и Алисой, увлеченно фотографирующих местных котят, и двинулись в обратный путь. Дорога пролегала мимо склонов, заросших... капустой
Добравшись до места нашей предполагаемой ночевки - пляжу Papuma на южном берегу Явы, мы стали искать отель Vishnu, в котором предполагали остановиться. Отель нашли разрушенным до основания с жизнерадостной рекламой Extreme Mild на запертых воротах. Нда, информация в LP порядочно устарела... Однако, буквально в паре километров от городка мы обнаружили зону отдыха Watu Ulo (созвучно с Ulu Watu на Бали, неправда ли?:-), где нашлось свободное бунгало на 4-х за приемлемые деньги. Ну как обычно, манди, неработающий кондей - уже привычный индонезийский сервис...
В уютной бухте стояли рыбацкие лодки, наряженные и разукрашенные, как туристские, мы искупались, поужинали и легли спать, утомленные насыщенным днем.
Поднявшись с первыми лучами солнца, мы с Олечем пошли осматривать окрестности. Полюбовавшись на бухту, направились вдоль берега, снимая прибрежные виды, столь красиво подсвеченные утренним солнцем. Дошли до края бухты и замерли, пораженные мощными океанскими волнами, обрушивающимися на скалистый берег. Тут и наступил каюк нашей видеокамере. Олеч, увлеченная съемкой, не заметила волну, которая была раза в 2 выше предшествующих, волна накрыла ее с головой, стремясь стащить в океан,- естественно Олеч уцепилась за что могла, бросив видеокамеру болтаться на шее. И правильно сделала: еще одно сильное впечатление от океана - очень мощные волны. Волна вроде бы неторопливо накатывает на берег и вдруг встает стеной, обрушиваясь тоннами воды на зачарованного наблюдателя (вернее, наблюдательницу:-), а потом мощно утягивает обратно в океан. Вынув из камеры аккумулятор, мы все еще надеялись на то, что после промывки пресной водой и сушки, она заработает. Такие прецеденты у нас бывали...
Вернувшись в бунгало, мы дождались, пока проснется Алиса и дружно пошли ее купать, а затем уже все вместе, заказав по дороге завтрак, пошли на холм, откуда по нашему мнению, должен открываться потрясающий вид. И не ошиблись - вид был великолепен! На обратной дороге увидели десяток исламских женщин в хиджабах, резко диссонирующих с окружающей средой. На берегу ихние мужики в серф-шортах готовили барбекю...
Наскоро собравшись, мы отправились в обратный путь на Бали и поехали, фотографируя по пути местные пейзажи.
Вернувшись на Бали, я попробовал реанимировать нашу видеокамеру и достать кассету. С кассетой разобрался быстро - слава Богу, на пленку вода не попала. А вот видеокамере не повезло: слишком много брызг попало внутрь и соленая вода уже успела окислить печатные платы во многих местах. Ну нет худа без добра - мы поехали в Денпасар и купили новую камеру.
На Бали мы отдыхали от путешествия, да съездили в Баланган - уникальный пляж на полуострове Букит. Пляж уникален не только своим видом, но и поразительным пляжем, сложенным из крупного песка фракциями примерно как пшено. Думаю, кораллового происхождения. Через пару дней мы с Олечем покинули гостепреимных друзей и поехали на остров Флорес.
От Денпасара до Лабуанбаджо, расположенного в западной оконечности Флореса, 500 км. Даже на винтовом Фоккере-50 - меньше 2-х часов лету. Самолет не забирался высоко, поэтому время пролетело быстро за разглядыванием Индонезийских островов Ломбок и Сумбава, которые мы пролетали по дороге.
Прилетев в аэропорт, мы сразу же взяли такси, водитель порекомендовал нам несколько отелей и мы быстро поселились (манди, вентилятор, дорого - все как обычно:-) и пошли гулять. Основной целью прогулки было найти тур.офис, чтобы записаться на экскурсию по островам Комодо и Ринча, где водятся гигантские вараны (или Комодские драконы). Тур.офис обнаружился напротив входа в отель, мы оставили залог и договорились встретиться утром.
Лабуанбаджо - небольшой городок, где туристы делают короткую остановку перед посещением знаменитых островов, которые для большинства являются единственной целью визита на Флорес.
А между тем, здесь есть куда съездить и на что посмотреть - надеюсь вы убедитесь в этом из моих путевых заметок. А пока несколько слов об острове:
Флорес имеет самую давнюю в мире историю обитаемых поселений. Да-да, именно здесь в 2003 году, неподалеку от Рутенга были найдены остатки про-людей, живших 13-95 тысяч лет назад, т.н. Хоббитов Фло или homo floresiensis по-латыни. Эти хоббиты были чуть больше метра ростом, весили около 25 кг. Но Фло в итоге вымерли, предположительно из-за мощного извержения вулкана, т.к. их останки уже не встречаются в археологических горизонтах, расположенных выше мощного слоя вулканического пепла, датированного 12 000 лет назад. В Новой истории Флорес переходил из рук в руки различных государств и династий. Свое название остров получил в начале XVI века от португальских мореплавателей, которые высадились на остров в период активного цветения всего и вся. В 17 веке остров перешел в руки голландцев, которых в итоге подвинули на запад арабы, а затем индонезы вообще выгнали всех. Такая насыщенная история определила религиозное многобразие населения этого небольшого острова. Так, в западной части острова исповедуют католицизм, в центральной части живут адаты, успешно инкорпорировавшие христианство в трационный анимизм, а все рыбацкие деревни будят редких туристов монотонными призывамы муэдзинов к утреннему намазу.
Но, вернемся к Лабуанбаджо... Городок живет своей неторопливой рыбацкой жизнью, лишь обилие гостиниц и тур.офисов делают его непохожим на другие рыбацкие поселки. Есть тут и несколько баров с англоговорящим персоналом (что на Флоресе - редкость, но об этом чуть погодя).
Мы зашли на рыбный рынок, где купили немного вяленой рыбки под пиво (я ее очень люблю, поэтому соскучился по ней в Таиланде, где вяленая рыба почему-то сладкая:-), затем пошли исследовать окрестности. Погода стала портится, задул ветер, пошел холодный ливень и мы спрятались от него... в море, которое было существенно теплее воздуха. Выждав, пока дождик кончится, обсохли и пошли гулять дальше.
Утром мы погрузились на лодку и отправились в путь. С нами вместе путешествовала супружеская пара из Парижа Жак и Мишель - милейшие люди, мы с ними великолепно общались все 2 дня. Жак неплохо говорил по-английски, а с Мишель мы общались на ужасной смеси английского и французского, что порой было очень смешно:-) Лодка представляла собой обычную индонезийскую тарахтелку с широкой палубой и навесом, кэп с помощником были угрюмы и неразговорчивы, что ни капли нас не расстроило. Наше путешествие проходило мимо красивых островов, в изобилии рассыпаных в проливе между Флоресом и Ринча.
На Ринча нас встретил улыбчивый проводник (сопровождение гида стало обязательным после бесследного исчезновения нескольких туристов, в память о которых на острове заложен мемориальный парк) и мы пошли по узкой тропинке. Гид сказал, что мы приехали поздновато: у варанов, как и у всех холоднокровным, снижается активность при высокой температуре, поэтому они выходят на охоту утром, а днем прячутся в тени, опасаясь перегрева. Узнав, что на следующее утро мы собираемся на Комодо, гид повеселел и предложил сходить к офису, куда, по его словами, иногда приходят вараны в поисках кухонных отходов.
Как выяснилось, варанов на Комодо и Ринча никто специально не кормит, они сами себе добывают пропитание в дикой природе, но не прочь и полакомиться бытовыми отходами. И действительно, возле домика на ножках мы обнаружили с десяток ленивых ящеров, которые неторопливо перемещались по поляне, следуя за тенью деревьев.
Мы пофографировали ящериц и пошли дальше по заповеднику. Гид показал нам места кладок яиц, рассказал о повадках и образе жизни варанов:
Самка откладывает яйца летом, в сухой период. Одновременно рядом самка выкапывает несколько ложных нор и стережет кладку до наступления сезона дождей, после начала которого самка уходит по своим делам и уже никто не может найти кладку, включая мамашу. Так как в случае находки яйца просто съедят. Вараны рождаются и в течение 2-3 лет, пока не достигнут метровой длины, живут на деревьях, опасаясь старших товарищей на земле.
Погуляв, мы распрощались с гидом и отправились на лодку. Не доходя десяток метров до пирса, мы наконец увидели варана в дикой природе: тварь лежала у тропинки и провожала нас взглядом, плотоядно облизываясь...
Мы продолжили нашу прогулку, остановившись для купания в бухте с розовым песком. Надо сказать, что подводный мир здесь менее обитаем, чем в Красном море, но вода чище и краски - ярче.
Накупавшись, мы пошли к месту нашей якорной стоянки возле необитаемого острова, на котором живут лишь летучие лисицы. Наша стоянка была в паре миль от небольшой деревушки и оттуда наперегонки к нам направились туземцы на каноэ с сувенирами и холодным пивом! Сувениры нам ни к чему, а от пива я никогда не отказывался.
За ужином (кстати, неплохим) мы разговорились с попутчиками: они, как оказалось, путешествуют по Индонезии уже 5-й месяц! Проехали всю Суматру и Яву, побывали на Бали, Ломбоке и Сумбаве, вот теперь добрались и до Флореса. Их очень печалило, что за оставшиеся 2 месяца они не смогут доехать до Папуа, но я их тут же успокоил, открыв страшную тайну о возможности visa refreshing путем однодневной экскурсии в Куала-Лумпур. Все-таки европейцы какие-то неприспособленные: Жак с удивлением обнаружил на моем Garmin Legend'e существенно более подробную карту Индонезии, чем купленную им у Гармина и установленную на таком же, кстати, приборе. Рассказом об Open street map community, я кажется перевернул его представление о том, что бесплатные карты могут быть только ворованными и лишил Гармин потенциального клиента:-)
Ночью пошел дождь, кэп со страпомом спешно опустили боковые стенки и мы продложили спать под шум тропического дождя...
Утром погода не улучшилась, но это нас только обрадовало: мы же хотели посмотреть на "активных" варанов!
И они были! На Комодо вараны существенно крупнее и несколько отличаются от сородичей на Ринча. Дело в том, что осрова разделят пролив шириной около 2 км, а вараны не плавают на такие расстояния. На Комодо живет более полутора тысяч ящериц и немерянное количество их основной пищи: олени, кабаны, буйволы. Взрослый варан весит около 150 кг и достигает 4 метров в длину.
Вараны - ядовитые ящерицы. Раньше считалось, что их слюна содержит патогенные бактерии вследствии питания преимущественно падалью, но сейчас доказано наличие у варанов двух ядовитых желез в нижней челюсти.
Тактика охоты варана такова: прикинувшись бревном, ящерка залегает у звериной тропы (ну или у туристской, если охота идет на туриста) и ждет зазевавшуюся жертву, чье внимание отвлекают бесчисленные белые какаду на ветках. Жертва подходит к варану, моментальный бросок (вараны развивают скорость до 30 км/ч) и... укушенная жертва убегает. Варан следует за жертвой. Яд действует медленно, но неумолимо - через день-два жертва погибает. Варан утаскивает и прячет добычу, охраняя ее от сородичей, а через пару дней, когда блюдо достаточно ферментируется и приобретет пикантный аромат, начинается трапеза.
Взрослый варан может съесть около 50 кг мяса за один присест, после чего становится ленивым и неспособным отражать нападки голодной родни. Такого обеда варану хватает на 3-4 месяца пассивной жизни, после чего опять приходится заботиться о хлебе насущном.
Насмотревшись на варанов, мы отправились в обратный путь. И очень своевренно: в тот момент, когда мы покидали остров, в заливе бросил якорь круизный лайнер Amsterdam и уже опускал шлюпки на кранбалках, готовясь заполонить остров шестью сотнями туристов. Надеюсь, никто из них не сходил с тропы:-)
Кэп сказал, что следующее наше купание будет в Manta point. Эх, почему я ему не поверил? Знаю ведь непонаслышке, что капитан всегда прав! Нет, сидел на палубе, фотографировал, пока за бортом не увидел эту гигантскую рыбу, похожую на одеяло. Пока надевал ласты-маску, манта куда-то ушла. Я все равно нырнул, пытаясь не упустить возможность поплавать с мантой, но... С лодки ее видели, показывали мне, Олеч даже сняла на камеру, но, несмотря на отчаянную молотьбу ластами, я не успевал:-( Эх, пришлось опять фотографировать кораллы...
Остановились на обед на острове Канава (Kanawa) и, пока обед готовился, пошли поплавать и погулять. Остров - чудесный! Белый песок, бирюзовая вода. Кстати, тут есть и отель на 20 постояльцев: уютные бунгало и свой личный пляж по окружности острова. Вот здесь поистинне можно совсем забыть о внешнем мире (кому это надо).
Пока я плавал, фотографируя морских обитателей, Олеч с мостков увидела акуленка длиной около метра, а потом к нам пришел целый косяк рыбы! Я снимал на видео и это было классно - проплывать через косяк, возвращаться обратно в этом нескончаемом хороводе!
Начали собираться тучки, ну и мы засобирались. Все равно в пути мы попали под очередной ливень и вернулись в Лабуанбаджо мокрые и продрогшие.
В Лабуанбаджо мы с грустью простились с французами и пошли искать гостиницу. Нашли номер с душем и кондиционером за те же деньги, что и каморку с манди два дня назад. Но без вида. Ну и фиг с ним - мы его видели:-) Затем пошли брать моцик напрокат для дальнейшего путешествия по острову. Памятуя страшилки об уклонах здешних дорог, я решил взять моцик чуть мощнее, чем мы юзали в Тае и с коробкой передач (а не с вариатором). Нашли сравнительно новую Хонду 135сс. Сел, прокатился, задний тормоз не работает. Починил - получил хорошую скидку:-) Сразу скажу: преимущества есть только на спусках - не срывает в юз заднее колесо. А на подъеме новый мопед с вариатором тянет не хуже и не надо геморроиться с переключением!
Глядя на карту, я понял, что у нас могут быть проблемы с бензином: расстояния между заправками - автомобильные, бака не хватит. А в прокате моциков мне посоветовали не покупать бензин у придорожных торговцев, которых действительно хватает (особенно около заправок:-). Дескать у них бензин - разбавлен. Не знаю чем, но действительно мотоцикл от него чихает и стреляет. Поэтому мы запаслись двухлитровой бутылкой от Кока-колы в качестве резервной канистры и поехали искать заправку. Тут то мы и столкнулись первый раз с проблемой коммуникации...
Выяснилось, что рассчитывать на помощь местного населения не стоит - я не могу найти с ними общий язык. И дело даже не в том, что знание английского 90% туземцев ограничивается фразой "Hello, mister", - я неплохой игрок в "Ассоциации" и могу понятно показать, что я ищу. Проблема серьезней...
Всякий раз, когда мы пытались выяснить дорогу или узнать, далеко ли до заправки, туземцы несколько секунд переглядывались между собой, а затем начинали хохотать. Все, с этого момента я переставал для них существовать, они веселятся и обмениваются репликами типа: "Прикинь, эти белые еще и разговаривают на дико смешном языке!" А попытки что-то показать жестами вызывали новую волну смеха: "Прикинь, он показывает жестами, афигеть! Прямо как мартышка!". Совсем не позитивное и на редкость бесперспективное общение получается, хотя понять их можно: нечасто им приходится видеть белых людей на мопеде. Мы вот ни разу не видели:-)
От Лабуанбаджо к центру острова ведет неплохая дорога, поднимаясь все выше в горы. Подъемы сменяются перевалами и спусками, не соскучишься. Вокруг - непроходимые джунгли, с перевалов открываются прекрасные виды, а там, где поровнее, разбиты рисовые поля
Мы периодически попадали в дождь, а так как большая часть пути пролегает на высоте более 1000 м. н.у.м., было совсем не жарко. Мы периодически прятались под навесами и в придорожных забегаловках, но в итоге поняли, что наши полиэтиленовые плащи - полное г. и в Рутенге купили себе нормальные мотоциклетные накидки.
Рутенг - ужасный город, совсем не туристический. Он расположен на высоте 1300 м., поэтому там всегда холодно и идет дождь. С жильем - тоже беда, единственная нормальная с виду гостиница предлагает номера с холодным душем по 50$ за ночь. Такой ценник мы позволить себе не могли и нашли отель для индонезов по 250 тыс. рупий с манди и видом на стройку. В городе есть рынок, несколько магазинов, где продается еда и пиво, но крепкий алкоголь тут начисто отсутствует. Пещера, в которой нашли Хоббитов, закрыта для посещения, да и в дождливую погоду туда не добраться. В-общем, делать в Рутенге нечего, но миновать этот городок не получается - единственная дорога идет чере него.
Наутро мы заклеили пробитое колесо, подтянули цепь на шиномонтаже, которых тут много, и поехали в сторону городка Rjung, расположенного на северном побережье острова. The Lonely Planet обещал нам после Бажавы дорогу, проходимую лишь на внедорожнике, упоминая при этом, что по ней ходят рейсовые автобусы. Так и оказалось: дорога местами размыта, на легковушке не проедешь, а автобусы мы видели: у нас они называются вахтовками - кунг на базе Урала.
Дорога у нас заняла весь день, в Рьюнг мы добрались только к вечеру и благодаря LP легко нашли жилье в гесте с претенциозным названием Нирвана. Бамбуковые бунгало с душем, гостепреимный хозяин, говорящий по-английски, поют птицы - благодать, да и только!
Кстати выяснилось, что недавно построили отличную дорогу из Лабуанбаджо вдоль северного побережья, поэтому зря мы ехали через Рутенг. Хозяин сочувственно поцокал языком, узнав, откуда мы прибыли и поехал в порт договариваться о лодке, на которой мы собирались завтра съездить в Национальный парк "17 островов", а мы отправились ужинать.
Утро нас встретило отличной солнечной погодой, нам неожиданно принесли завтрак и, съев его, мы поехали в порт. В порту мы встретились с кэпом, который что-то стал у нас спрашивать, показывая на свежепойманную рыбу. Наш гостиничный хозяин перевел:
- Он спрашивает, вы будете есть рыбу на обед?
- Ммм, а сколько это стоит?
- Это ничего не стоит, он все равно ее поймал, пока нас ждал. Если будете рыбу, он ее возьмет с собой и вам пожарит. Если нет, то я ее возьму и пожарю себе.
- Конечно мы будем рыбу!!!
Надо сказать, что "17 островов" стал одним из самых ярких впечатлений от Флорес. Тем удивительней, что мы в этот день были единственными его посетителями. На самом деле, островов не 17, а 21, а назвали так в честь Дня Независимости Индонезии (17 августа). Чудесная погода, красивые острова, белоснежные пляжи, и ни души... Фотографии расскажут лучше:-)
Накупавшись и насмотревшись на красоты, мы поехали в обратный путь в городок Бажава. Городок - оживленный, но ничем не примечательный. Мы заночевали в неплохой гостинице, а рано утром поехали на поиски вулкана Wawa Muda, возле которого находятся несколько цветных вулканических озер. Вулкан мы не нашли, решив попытать счастья на обратном пути, но красивых видов насмотрелись.
Дорога в Энде вначале идет по горам, а затем спускается к морю, открывая потрясающие виды на острова и пляжи с черным вулканическим песком с вкраплениями голубого галечника. Энде - небольшой рыбацкий городок с несколькими мечетями. Мы остановились тут перекусить, зашли в варунг, как вдруг около кафешки притормозило такси, из кототорого вышли наши французы, с которыми мы вместе смотрели на Комодских варанов. Расцеловавшись как старые приятели, мы обменялись впечатлениями о днях, прошедших после нашего прощания, поговорили о будущих планах и попрощались до следующей встречи.
Выехав из Энде, мы направились дальше на восток, в деревю Мони, рядом с которой расположен Национальный парк Келимуту. Дорога оказалась одним из самых красивых участков на острове. Путь проходит по глубокому и широкому ущелью, в которое с 300-метровых гор стекают многочисленные водопады. Такой вид составил бы честь любому национальному парку в любой стране, а здесь это - просто дорога (порой весьма посредственного качества).
В Мони мы поселились в уютную семейную гостиницу, а затем молодой индонез, который порекомендовал это место, пригласил нас на ужин в свой ресторан, пообещав рассказать о местных достопримечательностях. Встреча напоминала стрелку на конспиративной квартире: полутемная комната, приглушенный звон посуды из кухни и "гид", вдумчиво рисующий ручкой с золотыми чернилами план местности. Надо сказать, для индонезов это - непостижимая интеллектуальная мощь, т.к. 99% не в курсе, что такое карта. Это для них - нереальный уровень абстракции.
Получив подробные инструкции, мы отправились отдыхать.
Некоторые поднимаются к озерам пешком, но хозяйка отеля совершенно справедливо отговорила нас от этой затеи - идти 2 часа, и мы, сев на моцик, через полчаса уже были наверху. Первые и единственные туристы, встреченные нами, были уже хорошо знакомые нам Жак и Мишель. Мы в очередной раз посмеялись над теснотой мира и, узнав, что они едут дальше на восток, окончательно с ними распрощались (мы возвращались обратно в Лабуанбаджо).
Озера действительно потрясающие: в зависимости от вулканической активности они изменяют цвет. И действительно, в Интернете есть фотографии, где одно озеро - красно-коричневое, другое - лазоревое, а третье - черное. Естественно, с озерами связаны и туземные суеверия: считается, что озера принимают в себя души умерших: лазоревое озеро хранит души умерших молодых, красное - стариков, а в черное, расположенное поодаль, попадают души грешников всех возрастов.
В нашем случае красное озеро было тоже лазоревым (говорят, что так обычно и бывает в дождливый сезон), но картинка все равно потрясающая!
Погуляв по окрестностям, мы заехали за вещами в отель и отправились в обратный путь по уже знакомой дороге: вначале по ущелью, а затем мимо фееричных черных пляжей Энде.
Засветло доехали до Бажавы, пошли гулять по городу, встречая прикольные скульптуры, а утром опять отправились на поиски загадочного вулкана Вава Мудо. На сей раз у нас были точки на GPS, отмеченные накануне вечером в интернет-кафе. Мы не дошли метров 100 до каря кальдеры, где (предположительно) и скрываются эти озера. Но 100 метров непроходимой зеленки на склоне горы стало непреодолимым препятствием. Зато у нас была занимательная встреча: тарахтим это мы по проселку в джунглях, и вдруг из кустов выходит на дорогу туземец в набедренной повязке и с копьем. Туземец спокойно проводил нас взглядом, а Олеч чуть шею не свернула:-)
На следующий день была знакомая дорога до Лабуанбаджо, ночевка и самолет на Бали. Поделившись впечатлениями с друзьями, на следующий день мы отправились в столицу Индонезии - Джакарту.
Скажу сразу же: если есть возможность, в Джакарту ездить не стоит - делать там нечего. Но мы, не зная об этом, решили улетать именно отсюда, из города, где прошло детство Барака Обамы.
Джакарта - еще более контрастный город, чем Каир. Здесь вылизанный деловой квартал с бутиками Gucci, Dolce Habana соседствует с полуразвалившимися лачугами, а по футуристическим эстакадам ездят чадящие трехколесные баджаи (bajaj, местный тук-тук). Мы погуляли по проспектам и трущобам, посетили местные вещевые рынки (Черкизон-стайл, качество такое же:-), поднялись на шпиль Monumen Nasional, купили разного кофе (не лувак:-) себе и друзьям. Кстати о луваке! Мы-таки его попробовали на Бали! Кофе действительно очень вкусный, но и очень дорогой (порядка 200 долларов за кг).
В Джакарте мы перемещались на общественном транспорте и баджаях. Общественный транспорт там прикольный - автобусы с высокой дверью, на который можно сесть только со специального перрона. Как бы наземное метро, только автобусы. А так, аналогия - полная: линии, станции пересадок, турникеты. Для этих автобусов выделены специальные полосы по центру магистралей, отгороженные от проезжей части высоким бордюром (или поребриком, как говорят культурные люди:-). Автобусы ездят по расписанию и быстрее остального наземного транспорта, правда, когда в Джакарте случается полный транспортный коллапс (каждый вечер, собственно), на перекрестках, естественно, случаются заторы, и это не минует и выделенные полосы.
Люди на улицах одеты по-разному, в зависимости от квартала, однако, судя по одежде, ислам тут не радикальный - женщины, в-основном, ходят с непокрытой головой. Хотя встречаются и "почтовые ящики", и девочки в платках, но это - скорее исключение из правила.
В общем и целом, обстановка на улицах доброжелательная: один раз мы попали в толпу на остановке, т.к. по какой-то причине полчаса не было автобусов. Остановка была конечная, час пик после работы - в Москве уже рвали бы друг другу глотки. А здесь все было спокойно: служащий станции запускал в начавшие приходить автобусы женщин, детей и человек по 10 всех остальных (чтобы на следующих остановках люди тоже могли зайти в автобус). И никто не пытался зайти в автобус после запрещающего жеста, никто не ругался - наоборот все дружелюбно помогали женщинам пробраться к входу, и вообще стремились хотя бы улыбкой облегчить это томительное ожидание. И это - простые рабочие, торговцы и другие небогатые жители Джакарты.
В очередной раз мне стало стыдно за далеких соотечественников, которые давно бы уже устроили из этой ситуации типичный московский беспредел с матом, потасовкой, визгами женщин, оторванными ремнями сумок и пуговицами на одежде.
Конечно, как и в любом большом городе, в Джакарте присутствует криминал и уличная преступность, но скажу честно, и на улицах, и в общественном транспорте мы себя чувствовали безопасней, чем например, в Риме или Генуе.
После Джакарты нам предстояла долгая дорога в Дахаб со стыковками в Дохе и Каире - наше двухмесячное путешествие закончилось, и надеюсь, мой рассказ о нем был интересным и познавательным для вас. И напоследок, подборка Джакартских баджаев, кторые стали для меня своеобразным символом этого города.
До новых впечатлений!
P.S. Большое спасибо Дэну и Кате за приют! Многие фотографии с Бали и Явы сделаны Дэном, за что ему отдельный респект!